Space Exploration Technologies

Характеристика основных жрд космических аппаратов

В этой главе рассказывается о ЖРД, обеспечивающих значительное изменение скорости космических аппаратов, которое связано обычно с операциями перевода аппаратов с орбиты искусственного спутника планеты на траекторию полета к другой планете или в космическое пространство, перевода аппаратов с траектории полета на орбиту искусственного спутника, посадки на планету и взлета с нее, перевода с промежуточной орбиты на другую орбиту и т. д.. В ряде случаев значительное изменение скорости космического аппарата производится при операциях маневрирования и коррекции траектории полета.

В соответствии с решаемыми задачами основные ЖРД космических аппаратов могут быть разгонными, тормозными, корректирующими, взлетными, посадочными и т. д. Один двигатель может выполнять и несколько функций, включая вспомогательные.

Отдельные образцы рассматриваемых ЖРД существенно различаются между собой по конструкции и характеристикам: они выполняются как с насосной, так и с вытеснительной подачей топлива. Тяга этих ЖРД охватывает диапазон от десятков килограммов до нескольких тонн и может быть как регулируемой, так и нерегулируемой; они могут непрерывно работать десятые доли секунды и несколько тысяч секунд; число включений таких ЖРД колеблется от одного до нескольких десятков. Безотказная работа всех этих двигателей в условиях космоса обеспечивается в большой степени применением в них высококипящего самовоспламеняющегося двухкомпонентного топлива или высококипящего монотоплива.

В отечественных космических аппаратах широко применяются ЖРД с насосной подачей двухкомпонентного топлива, с регенеративно охлаждаемыми камерами. В зарубежных космических аппаратах применяются двигатели только с вытеснительной подачей топлива, камеры которых чаще всего охлаждаются путем абляции или радиационно, а также за счет создания защитной газожидкостной пленки.

Ниже представлены некоторые образцы советских и американских двигателей, дающие представление об основных ЖРД космических аппаратов. Советские, двигатели разработаны под руководством А. М. Исаева.