Space Exploration Technologies

Камень в пруду: Коперник

Портрет Коперника


Коперник, тихий, спокойный и уважаемый церковник, осуждал представления древних мудрецов. Более того, он рисковал репутацией, чтобы защитить свои идеи. И все же некоторые называли его трусливым по сравнению с погибшим на костре Джордано Бруно. Но сдержанность Коперника, скорее всего, была также вызвана его увлеченностью идеями Пифагора, который полагал, что открытиями следует делиться лишь с ограниченной группой избранных. Ведь зачем говорить с человеком, который не хочет или не может тебя понять? Зачем жертвовать собой во имя некомпетентных людей? В общем, у Коперника на все были причины - он сделал свой выбор точно так же, как и Галилей, которому пришлось выбирать между молчанием и правом работать с одной стороны и убеждениями и гнетом - с другой.

Вселенная Коперника


На этом оттиске Солнце расположено в центре; орбиты Меркурия и Венеры находятся в подлунном кругу, а Земля - на его границе. Луна здесь впервые изображена обращающейся вокруг нашей планеты. За Землей следуют орбиты Марса, Юпитера и Сатурна. Как и в представлении Птолемея, сфера неподвижных звезд, представленная в виде круга созвездий, находится вокруг орбит и замыкает Вселенную.

Наконец человек оставил позади Геркулесовы столбы и узнал, что Земля на самом деле представляет собой бескрайний шар. К середине XIV века были открыты двери новым идеям и исследованиям.

Людей, путешествовавших под незнакомым небом, модель Птолемея полностью удовлетворяла, так как для поиска географического положения они использовали самые точные на то время таблицы движения планет. Однако нуждался в пересмотре календарь, ведь люди до сих пор пользовались системой Юлия Цезаря! Было необходимо что-то новое, но попытки спасти систему Птолемея только добавили в нее новых дифферентов и эпициклов.

И именно в этот момент Николай Коперник (1473-1543) предложил обществу посыл об обновлении системы мировосприятия. Ученый отверг то, чему его учили, и не признал правоту философов, ученых, теологов, «проверенную временем». Новатор отказался от того, что все считали очевидным, ведь тот факт, что именно Солнце восходило, перемещалось по небу и садилось, лежал в основе естествознания. Лишив детей Божиих власти над центром Вселенной во времена, когда на костер отправлялись и за меньшие проступки, Коперник осмелился утверждать, что планета людей - лишь одна среди многих других, обращающихся вокруг Солнца.

Коперник проводил мало прямых наблюдений - он полагался на данные из трудов античных исследователей. Также ученый коллекционировал критические мнения по поводу системы Птолемея. В работе  Коперника («О вращении небесных сфер») ученый писал, что именно разные мнения, неточности и отсутствие связи, с которыми он сталкивается, убеждают его в неправильности системы Птолемея.

Однако, как и у Птолемея, теория о строении космоса у Коперника была исключительно математической, а характер его мышления все же оставался аристотелевским. Да, он действительно утверждал, что Солнце находится в центре, а вокруг него обращаются планеты, но все остальное не поменялось: в частности, остались идеально круглые орбиты и «естественное движение» Земли, не поддающейся влиянию каких-либо сил. Коперник утверждал, что орбиты имеют круглую форму, так как «эта форма - самая совершенная, эта форма - всецелое единение, примененное к божественным небесным телам». Но все же в теории ученого было что-то радикально новое: Коперник считал, что Земля действительно двигалась и что астрономическая геометрия описывает небесную динамику.

На разработку гелиоцентрической системы ученый потратил 25 лет. В 63 года Коперник все еще ничего не издал, но слухи о его труде продолжали распространяться. В 1539 году Ретико - молодой лютеранский профессор из университета Виттенберга - изучил рукопись и вытянул из ученого разрешение на написание рецензии. Книга была опубликована в 1540 году и сразу же стала популярной. Когда Коперника стали называть новым Птолемеем, он все же решился обнародовать свой труд. Великий ученый умер через два года - в 1542-м, так и не ощутив эффекта от своей книги. Церковь не издавала работу ученого вплоть до 1616 года. Реакция последовала, но на настоящую смену мировосприятия ушло еще некоторое время.